Жития
В житиях Димитрия Ростовского написано, что он писал обвинительное слово против тех, кто полагал, что нельзя брить бороды, а то не спасешься; и Петр Первый три раза перепечатывал его слово. Он писал, что главное – не внешнее, а внутреннее. Что Вы скажете на это? Неужели всё-таки можно брить бороду?
Я воспитана на почтении к житиям святых, и тем более тех святых, о ком известно, что они были великими. Вы неоднократно говорили, что Арсений Великий не прав был, что он молчал и так учил людей. Почему Вы так думаете, что ваше суждение вернее, чем мнение тех, кто был с ним рядом, кто видел плоды этого его молчальничества. Тем более даже видения были, что Арсений выше тех, кто творил прием посетителей, как Моисей мурин. Докажите, что Вы правы?
Иногда писатель, создавая образ героя, наделяет его личностными чертами. Не то же ли мы видим и в «Житиях»? Ответ: Только так! Он монах и всё гнёт только под спасительность пострига и ухода от активной жизни в дебри самости и угнетения и изничтожения плоти. Если он отрёкся от богатства, то и в житиях он своих героев наделяет такими же чертами – бессребренники. А на деле-то легче святого найти, чем нестяжательного. 2Тим.3:5 – «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся». 1Пет.5:2 – «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия».