|
Воскресение Христово – основа и главное содержание православной веры. Именно Воскресение из мёртвых Распятого и Принявшего смерть «нашего ради спасения» Сына Божия явилось первой, важнейшей, великой истиной, возвещением которой начали своё благовествование после сошествия Святого Духа апостолы.
Воскресение Христово – предмет постоянного Торжества Церкви, никогда не умолкающего ликования, достигающего своей вершины в празднике Святой Пасхи: «Христос бо воста: веселие вечное». В светлые пасхальные дни мы приветствуем друг друга словами: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!», не всегда понимая, что они означают. Это очень важные слова – ими мы исповедуем нашу веру в Воскресение воплотившегося Сына Божия – Господа Иисуса Христа. Их нельзя произносить просто так, из чувства вежливости к собеседнику. Этими словами выражается главная радость и надежда всей нашей жизни.
Однако человеку, не знакомому с православным богооткровенным вероучением, невозможно стать вполне причастником пасхальной радости. Всем известно, что Пасха – великий праздник, что в этот день обязательно нужно прийти в храм, освятить куличи для домашней трапезы. Но что является Источником этого торжества, о котором свидетельствуют и весёлое церковное пение, и яркие одежды священнослужителей, и, кажется, даже сама природа (ведь недаром говорят, что на Пасху «солнышко играет»)?
Ответы на эти вопросы содержатся в Священном Писании – записанном Божественном откровении, данном людям на все времена. Как крестной смертью Христовой совершено искупление поражённой грехопадением человеческой природы, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Спасительным плодом Воскресения Христова для человечества явилась победа над адом и смертью. Для всех святых на небесах открылось Царство Небесное. Созданной Христом Церкви на земле Богом-Отцом был ниспослан Дух Святой, Утешитель, наставляющий верующих на всякую правду и дарующий силы для исполнения Божественных заповедей.
Гибель ада
После изгнания Адама и Евы из рая человеческое существование имеет две формы: земная, телесная жизнь, и загробная жизнь души. Земная жизнь заканчивается телесной смертью. Душа и после телесной смерти сохраняет своё бытие, но её загробное состояние бывает разным. До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мёртвых души умерших находились в состоянии отверженности, удаления от Бога, во мраке, в аду, в преисподней. Это состояние было подобно духовной смерти. В ад заключены были и души ветхозаветных праведников, которые жили на земле верой в грядущего Спасителя, обещанного людям Богом, и по смерти томились в ожидании искупления и освобождения.
Христос после Своей крестной смерти сошёл душой Своей и Своим Божеством во ад, в то время как Его тело находилось во гробе, благовествовал пленникам ада спасение и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в это время «ад был пленён сошедшим в него Господом, упразднён, поруган, умерщвлён, низложен, связан» («Слово на Пасху»). С разрушением затворов ада уничтожена и сила смерти. Смерть для праведных людей явилась лишь переходом к лучшей, небесной жизни во свете Царствия Божия; сама смерть телесная стала только временным явлением, ибо Воскресением Христовым нам открыт путь к нашему телесному воскресению.
Это произойдёт в конце истории, при Втором Пришествии Христовом, когда смерть будет окончательно уничтожена. О победе над адом и смертью особенно радостно возвещает нам тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
Путь на небеса
Через крестную Жертву и Воскресение Сына Божия, на небесах открылось великое Царство Христово, в которое вошли и продолжают входить души всех праведников и благочестивых людей Ветхого и Нового Заветов – и так до конца мира наполняется Небесный Дом – Горний Иерусалим, доколе число спасаемых не придёт в совершенную полноту.
Согласно Священному Писанию, блаженство душ праведных на небесах состоит в успокоении от земных трудов и страданий, взаимном общении друг с другом и Ангелами. Самая же высокая радость спасённых состоит в общении и соцарствии со Христом, в радостном лицезрении Бога Вседержителя. Степень просвещённости душ Божественным светом соответствует степени их духовного совершенства, которого они с Божией помощью достигли ещё в земной жизни. По учению Церкви это блаженство не является полным и совершенным, а только началом и предвкушением того вечного блаженства, которое наступит после Второго Пришествия Христова и Страшного Суда.
Небо на земле
Перед Своими страданиями Господь Иисус Христос обещал Своим ученикам послать Духа Святого, Утешителя, Который пребудет с ними вовек, Духа истины, Который научит их всему и напомнит всё, что Он Сам говорил им, и возвестит им будущее. Явившись после Воскресения апостолам, Господь преподал им благодатную силу: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин., 20, 22- 23). Через десять дней после Своего Вознесения, Господь, выполняя Своё обещание, ниспослал на учеников в день Пятидесятницы Духа Святого в виде огненных языков.
Нисшествие в мир Духа Святого для апостолов выразилось в полученных ими чрезвычайных дарованиях чудес, исцелений, пророчеств, дара языков, а для всех верующих – во всех благодатных силах, подкрепляющих их на пути спасения и духовной жизни.
Эти благодатные дары находятся в созданной Господом Его Святой Церкви на земле. Получая дар Святого Духа в Таинстве миропомазания, человек в течение всей жизни возгревает и развивает его, получая освящение в других церковных Таинствах, особенно в Таинствах покаяния и причащения Тела и Крови Христовых.
Такое обилие даров дал нам Воскресший Господь. Уже здесь, в основанной Им Православной Церкви, мы имеем всё необходимое для спасения и вечной блаженной жизни в Его Царствии. Но принять эти дары или пренебречь ими – выбор каждого отдельно взятого человека.
Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
|