В
Таганроге Павел ведет простой образ жизни и забывает свое дворянское
происхождение. Он стал принимать к себе в качестве послушников стариков
и юношей, вдов и девиц и держал их очень строго, приучая к посту
молитве, ежедневно ходил в церковь и выстаивал там все церковные
службы.
Избрав
целью жизни своей тяжелый христианский подвиг, Павел продемонстрировал
истинную глубину мудрости: смысл жизни истинного христианина
— это стяжание Божественной благодати в миру. И за это ещё
при жизни были уготованы старцу дары прозорливости, исцеления и
чудотворения, о которых таганрожцы, его современники, слагали легенды,
вошедшие впоследствии в «Житие» Павла, а затем, уже
в наше время, в книгу «От земли и до неба. Чудеса и Житие
блаженного Павла Таганрогского», первую часть большого
издательского проекта «Старцы Кавказа». А Таганрог,
маленький южный город, прославившийся известными писателями, актёрами,
политиками, теперь обрел и своего святого.
Павел
Павлович любил храмы
и часто жертвовал на них иконы, лампады, свечи. Получив от Господа дар
исцеления и прозорливости, направил его на вспоможение людям.
«Слух о
подвижнике Павле прошел далеко за пределы Таганрога, во всех
окрестностях верст за 100 150 очень многие знали его, часто посещали и
приносили ему пожертвования, ибо все были уверены, что деньги, данные
ему, не пропадут даром и что старец распорядится ими с пользою для их
душевного спасения» [1;33].
В
Таганроге Павел жил на разных квартирах. Некоторое время обитал он на
Касперовке, потом в крепости, а затем около 20 лет жил на Банном спуске
у вдовы Елены Никитичны Баевой. Последний период своей жизни он провел
в квартире на Депальдовском переулке у Ефима Смирнова: там жил до самой
старости, там и скончался.
В
настоящее время это место называется в Таганроге подворьем старца
Павла, или, как принято в народе, кельей, хотя
келья — это лишь одна комната, находящаяся в доме, в
которой старец молился. Вся она была уставлена иконами, на деревянной
скамейке стояли кувшины с песком, туда были вставлены большие свечи,
горевшие день и ночь, не затухали пред иконами и лампады. Ничем не
покрытая скамья служила старцу постелью. Подушкой Павел не пользовался,
но подкладывал себе под голову что-нибудь из одежды, которую носил.
Старец
Павел больше любил жить жизнью внутреннею, духовною и мало заботился о
внешней чистоте: он не велел послушницам часто подметать келью,
разрешал это делать только по субботам, причем сор не велел выбрасывать
на улицу и во двор, а требовал, чтобы все выметаемое палили в печи.
Предпочтя чистоту душевную, старец стремился к ней всеми силами своей
души и старался поддерживать её неослабными трудами и молитвенным
подвигом. Высшее наслаждение его состояло в молитве: каждый день и
каждую ночь в его келье читали акафисты Спасителю и Божией Матери.
Особенно любил старец акафист Казанской Божьей Матери.
Выше
всех жертв и приношений Богу он считал бескровную жертву за грехи людей
Сына Божия, поэтому любил нанимать обедни и людям внушал то же, считая
это добродетелью.
Всех
приходящих к нему, а посещали его по преимуществу простые сельские
люди, благочестивый вел к спасению через свои наставления, учил делать
добрые дела, проводить время в труде и почитать праздники и воскресные
дни. Сам он был великий постник и требовал, чтобы все живущие у него в
доме и посещающие его, тоже несли пост, воздержание и тяготу. Никому не
было от старца поблажки.
Чудеса
и канонизация
Кончина
старца Павла последовала в 1879 году в марте месяце. С этого момента не
прекращается народное почитание угодника. 20 июня 1999 года в Таганроге
состоялось знаменательное событие: канонизация блаженного Павла
Таганрогского и перенесение его чудотворных мощей из небольшой часовни
на старом городском кладбище в Свято-Никольский храм. Этим жарким
июньским днем свершилось предсмертное предсказание старца о перенесении
мощей: «Понесли Павла на могилу, а с могилы да в
собор». Торжества сопровождались многочисленными чудесами. Во
время чтения жития Павла перед глазами многочисленных паломников
предстала необычная картина: вокруг солнца, стоявшего в зените над
Свято-Никольским храмом, среди совершенно ясного неба неожиданно
появился большой радужный круг. Чудесное явление продолжалось около
часа. Позднее в небе над храмом образовался крест из облаков. Обычно
жесткая и невкусная таганрогская вода, которую предлагали входящим в
храм, сделалась вдруг удивительно сладкой. Православные России
расценили эти знамения как благоволение Неба к прославлению святого
угодника. Подробные сообщения о чудесах, сопровождающих канонизацию,
отразили средства массовой информации: «Таганрогская
правда», «Таганрогский курьер»,
«Грани месяца», «Православный
Таганрог», «Ветеран Дона»,
«Молот» и другие источники.
|